Эгор Брунсвик – американский психолог венгерского происхождения в конце 1940х годов доказательно обосновал, что определенные конфигурации лица значительно влияют на восприятие человеком человека и составление первичного и последующего мнения о нем.
Брунсвик большое внимание уделял и среде восприятия, доказав, что в состоянии стресса мы воспринимаем лица и людей совсем по-другому, а значит нужно всегда учитывать условия коммуникации и ее восприятия на формирование нашего мнения о другом.
К сожалению, основные его работы были опубликованы только после его смерти и не привлекли тогда внимание широкой аудитории.
Брунсвик первый описал 4 «конфигурационных эффекта», влияющих на наше восприятие лица. Уже тогда они получили название «Эффекты Брунсвика». Потом, со временем, таких эффектов существенно прибавилось и сегодня их выделяют более 40-ка.
Предъявляя наблюдателям изображения схематических лиц Брунсвик доказал, что в зависимости от расположения линии глаз, длины носа и высоты линии рта, впечатления эмоциональных состояний и свойств личности меняются. Согласно Брунсвику, наиболее радикальные впечатления экспрессий возникают при изменении положения линии рта и, следовательно, величины подбородка: чем выше расположен рот, тем радостнее и моложе выглядит лицо, но ниже кажущийся интеллект. Сходный эффект дают широко расставленные глаза и короткий нос. Очень длинный нос во всех случаях вызывает отрицательное отношение к лицу, а высокий лоб – положительное (Brunswik, 1956).
Согласно Брунсвику, графическая схема, вызывающая впечатление радости, характеризуется:
1) высоким лбом или низким расположением линии глаз;
2) большим межзрачковым расстоянием;
3) средним расположением верхнего края носа и укороченным нижним краем носа;
4) верхним расположением линии рта.
Графическая схема, максимально соответствующая экспрессии грусти,характеризуется противоположными признаками:
1) низким лбом;
2) небольшим межзрачковым расстоянием;
3) длинным носом;
4) низким расположением линии рта.
Исследования Брунсвика были многократно подтверждены на всех расах и многих этносах и в настоящий момент не вызывают сомнений. Знание таких эффектов очень полезно для публичных людей, журналистов, профайлеров и многих других, в чьей работе важен эффект первого впечатления и его формирования.
Поэтому, если вдруг вам придет в голову определять базовую эмоцию человека по его лицу, убедитесь, что вы смотрите на мышечные(переменные составляющие) элементы лица в комфортных для человека условиях, а не на первую попавшуюся вам фотографию.